Ясли: Смешарики
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Главной задачей государственной образовательной политики Российской
Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности: игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и т.д., сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».
Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные группы, педагогам разновозрастных групп приходится нелегко, особенно в маленьких населенных пунктах. Так как, разновозрастные группы в малокомплектных детских садах формируются по иному принципу, не так как должны.
Стоит отметить, что формирование групп должно происходить с учетом возрастных, психологических, интеллектуальных особенностей ребенка. Предварительно должна проводиться беседа с психологом, которая помогает выявить интересы и возможности малыша. После этого ребенок определяется в ту или иную группу. При этом в разновозрастной группе непременно будут его сверстники, поэтому вы можно не беспокоиться, что по возрасту он будет ощущать себя «белой вороной». А вот стремление быть примером или возможности подражать старшим товарищам будет предостаточно, чего нет в одновозрастной группе. В такую группу должны входить дети от 4 до 6 лет.
А что же происходит в малокомплектных детских садах, где всего один сад, одна разновозрастная группа? В группу ходят дети от 1,5 до 7 лет, при наличии пяти возрастов, детей может быть 15 и более. Сложность всей работы в данной ситуации сложно описать. И уж о беседах с психологом не может быть и речи и никакой гарантии, что у ребенка будет сверстник его возраста.
Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:
- знать программы всех возрастных групп;
- уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
- обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями особенностями.
Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Причем индивидуальный подход нужно осуществлять на занятиях, в свободной игровой деятельности и в режимных моментах.
Перед педагогом стоят разнообразные задачи, например:
- как организовать образовательную деятельность в разновозрастной (смешанной) группе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- как организовать режимные моменты и самостоятельную игровую деятельность в разновозрастной (смешанной) группе;
- как построить микроклимат в группе так, чтобы было комфортно всем детям;
Решение этих задач требует ежедневного кропотливого труда. Педагогу нелегко построить образовательную деятельность, особенно молодому специалисту. Опыт приходит с годами, ведь в учебных заведениях не учат, как работать в таких условиях. Тогда педагог сам начинает искать пути решения, возникших перед ним проблем.
Начинает изучать литературу, опыт работы других педагогов, пробует разные варианты, использует различные методы и приемы, и начинает использовать самые удобные и подходящие для себя и для определенной группы методы и приемы, для каждого ребенка индивидуально, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей.
В разновозрастных группах удобнее проводить подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия для разных возрастов отличаются по времени и по содержанию.
Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Итак, основные трудности педагогов в разновозрастной группе:
1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.
Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.
Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа, укомплектована детьми разных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы всех возрастов. Это ранняя (1,5-3 лет), младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет) группа, старшая (5-6 лет), подготовительная к школе (6-7 лет) группы.
На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми (возрастные особенности, комплексно тематическое планирование и другое).
Организованная образовательная деятельность в группах строиться согласно учебного плана с соблюдением СанПин.
Занятия проводятся согласно тематическому планированию, рабочей программы воспитателя и утвержденной сетки занятий.
На какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе:
Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:
- игровой и дидактический материал должен соответствовать всем возрастным категориям.
- детская мебель, соответственно должна подходить всем возрастам по размерам.
- существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять в соответствии с ростом ребенка .
И всё же организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания: программы и методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.
Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключаясь на более старших детей /в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна/. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.
Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.
Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Рациональная организация воспитательно - образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и помощника воспитателя.
Лучше всего подразделять детей по подгруппа младший - средний возраст и подгруппа старший - подготовительный возраст. Занятия с ранним возрастом лучше, конечно, проводить индивидуально. Мне кажется, для работы это наиболее оптимальный вариант.
Если детей в группе мало, но они все разных возрастов, то можно проводить фронтальные занятия.
Занятия можно проводить двумя способами:
- Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.
- Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.
Я в своей работе чаще использую второй вариант. От простого к сложному. Сначала начинаю с малышей, даю более простые задания, материал подбираю в соответствии с возрастом, затем подключаются старшие детки. Малышей раньше отпускаю, так как занятия у них короче, чем у остальных. Чтобы малыши не мешали заниматься старшим, я даю им задание на коврике. Например, собрать пирамидку, построить башенку из кубиков или перебрать мячики - по размеру или цвету разложить по корзиночкам и т.д..
При этом, на протяжении всех занятий в возрастной группе, в процессе решения тех или иных задач, участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают знания, которые уже были привиты. Повторение – мать учения! При этом в ситуации с первым способом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А во втором способе формирует творчество. Можно использовать оба способа, чередовать, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.
Но при всей сложности работы в разновозрастной группе, в ней есть много преимуществ, для развития и социализации детей, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей. Ведь – это основная цель дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:
• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.
• Младшие видят более понятный пример для действий.
• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.
• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.
Преимущества занятий в разновозрастной группе
1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.
2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.
3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.
4. Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.
5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.
6. Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.
7. Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.
8. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.
Литература:
1. Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М. Перетятку – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, №7, 1990 г.
2. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа): Пособие для воспитателя детского cада / В. В. Гербова, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и др. ; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988.
3. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. ; Под ред. А. С. Алексеевой. – М.: Просвещение, 1990.
4. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе. Е. Герасимова – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
5. Проблемы межвозрастного общения детей. С. Г. Якобсон, Л. Д. Зенченко – статьи из журнала “Дошкольное воспитание”, № 2-3, 2003 г.
6. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений. А. Давидчук – статья из журнала “Дошкольное воспитание”.
7. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе. Л. Пензулаева – статья из журнала “Дошкольное воспитание”, № 4-5, 2002 г.
Интернет-источники:
https://www.maam.ru/
https://dohcolonoc.ru/stati/7526-organizatsiya-raboty-v-raznovozrastnoj-gruppe.html
http://www.zabedu.ru/files/org/1265/s_prg_dou.pdf
Обучающая программа
Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Аряш Новобурасского района Саратовской области» разработана в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цели и задачи Программы
Цели Программы
-формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
-разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (ст. 64 п.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Цели парциальной программы:
-
- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка;
- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- содействие атмосфере национального быта;
- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
- развивать умение рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
Принципы и подходы к формированию Программы.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
-принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
-признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
-уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация ииндивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом
информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Приоритеты для вариативной части программы:
Парциальная программа О.Л. Князевой, М.А. Маханевой:
- воспитывать чувство красоты, любознательности к окружающим предметам;
- знакомить детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)
- приобщать детей к народной культуре через народные праздники и традиции;
- знакомить детей с народной декоративной росписью.
Обязательная часть Программы построена с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования«От рождения до школы». Авторский коллектив: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.г. Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2016.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений построена с учетом следующей программы:
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Программа: Учебно – методическое пособие – 2-е из., перераб. И доп. – СПбООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»»,2016. – 304 с.;ил.
Соотношение частей образовательной программы ДОУ:
Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в Муниципальном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад с. Аряш Новобурасского района Саратовской области»
Индивидуальные особенности:
В МДОУ «Детский сад с. Аряш» функционирует 1разновозрастная группа в условиях полного дня (9-часового пребывания), в
режиме 5-дневной рабочей недели. Всего в учреждении воспитывается 14 детей, психическое и физическое состояние детей соответствует норме.
Кадровый потенциал ДОУ.
Общее количество работников ДОУ составляет - 8 человек. Администрация:
Заведующий Каринова М. М. - высшее образование.
Стаж работы 23 лет. Педагогический коллектив:
- 1 педагог- с высшим профессиональным образованием;
- 1 педагог – с сред. специальным.
Педагогическую деятельность осуществляют 2 воспитателя и 1 помощника воспитателя.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»